Герб города Данилова
Д  А  Н  И  Л  О  В

Ярославская область
 

Помочь проекту:
WMR   654408916862
WMZ   155813753126


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Rating All.BY Каталог сайтов Lookup.ru
  Главная Форум Гостевая Контакт  
Масаинов
Смирнов А.М. До войны

Алексей Смирнов родился в городе Данилов Ярославской области. С детских лет мальчик мечтал стать актером. В конце 30-х его мечта сбылась - он поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии. А после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады.

Тогда же Алексей познакомился с девушкой Лидией Масловой, жившей по соседству. Между молодыми людьми вспыхнула любовь. Лидия Маслова вспоминает: «Он так красиво за мной ухаживал! Каждый день клумбы цветов обрывал для меня, серенады в парадной затягивал так, что жильцы дома милицию вызывали...» На Новый, 1941 год, Алексей сделал ей предложение. Пятого марта они подали заявление в ЗАГС, но расписаться так не успели. Началась война…

Уходя на фронт, Алексей спрятал обручальные кольца и сказал Лиде на прощание: «Ты меня, главное, дождись, я скоро вернусь, и мы сразу же сыграем свадьбу».
Война

Алексей Смирнов попал в войсковую разведку, неоднократно ходил в тыл врага. За мужество и героизм, проявленные на фронте, он стал кавалером ордена Славы 2-й и 3-й степени, кавалером Ордена Красной Звезды, был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, говорят строки из его наградных листов:

9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита.

20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев.

22 января 1945 года, несмотря на интенсивный огонь противника, со своим расчётом на себе переправил миномёт на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер.

Однако завершить войну в Берлине Смирнову так и не удалось: во время одного из боев он был сильно контужен взрывом снаряда и после лечения в госпитале комиссован…

Никакой свадьбы не будет…

После лечения в госпитале Алексей Смирнов вернулся домой. Тяжелая контузия привела к тому, что отныне он не мог иметь детей. Боясь испортить жизнь молодой девушке, Алексей решил с ней порвать…

Он не стал сообщать о своем возвращении Лиде, ее пригласила, ничего не подозревающая, мама. Вспоминает Лидия Маслова: «Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Леша жив, - он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату - и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, - лениво повернулся он в мою сторону. – Ну, как дела?» Я так и застыла на месте. «Лешка, я тебе пирог принесла». – «Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!» - вскипел он».

После этих слов девушка выбежала из комнаты. А Алексей сел за стол, выпил залпом стакан водки, закусил пирогом, который Лидия оставила на тумбочке, и заплакал... «Никакой свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом», - сказал он тогда матери.

Спустя два года Лидия Ивановна вышла замуж. На свадьбе, которую отмечали во дворе дома, гуляли все соседи. Не было только Смирновых. Алексей в тот день просидел у окна. А на следующий день Лидия утром обнаружила у дверей своей квартиры букет цветов и конверт, в котором были два обручальных кольца и записка «Будь счастлива».
Лишь спустя много лет Лидия Ивановна узнала причину всего происшедшего.

Театр музкомедии

Тем временем Алексей решил попробовать вернуться на сцену, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии.

Первые послевоенные годы Алексей Смирнов буквально влачил нищенское состояние. В кино он тогда еще не снимался, а в театре он играл лишь в массовках. К тому же на руках у актера была больная престарелая мама.

Чуть позже Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая внешность актера (а был он человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и носом-«картошкой»), режиссеры обычно доверяли ему роли откровенно комические, даже без намека на какой-нибудь драматизм. Однако именно в этих ролях Смирнова и полюбила театральная публика. Любой выход этого актера на сцену вызывал у зрителей неописуемый восторг и веселье. Особенно любили этого актера дети.

В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер», «Девичий переполох». В спектакле по пьесе-сказке Н. Адуева «Табачный капитан» Смирно» сыграл свою первую полудраматическую роль - Петра I.

Любопытно то, что в театре, где работал Алексей Смирнов, долгое время ничего не знали о его боевых заслугах. Он очень не любил распространяться на эту тему: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Однажды в 1954 году театр гастролировал в закрытом городе Капустин Яр. В выходной день актеры вышли прогуляться в поле. Неожиданно они увидели отдыхающих военных. Смирнов, преобразившись, строевым шагом направился к одному из шезлонгов. «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!» - отрапортовал он. Далее вспоминает директор Музкомедии: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков. «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт». В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги».

Личная жизнь

Между тем мама Алексея Смирнова надеялась, что сын еще женится. «Лешенька, когда же ты уже себе девушку найдешь? Жениться тебе пора, - говорила она. - Больно охота внуков на старости лет понянчить». «Что ты, мамуля, мы с тобой еще долго проживем! Ты не только внуков, но и правнуков еще воспитаешь», - еле сдерживаясь, успокаивал ее сын...

Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, видя в каждой из них свою потенциальную жену. Но из этого ничего не выходило. Во-первых, он сильно переживал и стеснялся предстоящей близости. Во вторых, комплексовал по поводу своей внешности. «Ну, кому я, такой толстый и неуклюжий, нужен?! - жаловался он приятелям. - Я даже руку женщине поцеловать не могу - как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить - главное, чтобы я ей не совсем противен был. А где такую встретишь?..»

Да и общаться с женщинами Алексей Смирнов не умел. У актера было хобби – он коллекционировал насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов, ядовитых змей. Пойманные экземпляры он спиртовал или накалывал на булавки и хранил дома. Так вот, не зная о чем говорить с девушками, он порою заводил разговор о своем увлечении, после чего те в лучшем случае недоуменно пожимали плечами, а некоторые так и вовсе крутили пальцем у виска. Все это конечно не добавляло уверенности актеру.

В начале 50-х Алексей Смирнов, решивший, что жену ему не найти, решил усыновить ребенка. Смирнов часто посещал дом-интернат для детей-инвалидов. Он приносил изготовленные им деревянные игрушки, которые очень нравились детям. Здесь актер обратил внимание на мальчика Ваню. Мальчик, страдающий врожденным пороком сердца, рос тихим, замкнутым, с ним почему-то никто не хотел играть. Алексей Смирнов, прикипев к нему сердцем, решил его усыновить…

Усыновления Вани Смирнов добивался семь лет. Сотрудники различных инстанций объясняли отказ тем, что Смирнов загружен работой, что не сможет уделять должного внимания ребенку. Лишь весной 1960 года он добился разрешения. Но тут случилось непредвиденное – умерла его мама. Алексей Смирнов запил…

Когда он однажды пришел с бумагами в дом-интернат, то его, грязного, небритого, разящего перегаром, просто не пустили. «Отдайте мне сына! - кричал он. - У меня есть разрешение». С трудом его удалось выпроводить. Больше Алексей Смирнов там не появлялся.

Великолепный комик

Между тем к концу 50-х годов слава об актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актер сыграл в нем буржуйчика - единственного героя в этой серьезной картине, призванного специально для того, чтобы рассмешить публику. И Смирнову это удалось. Так произошло открытие этого актера.

В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший прием у публики. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» он сыграл матроса Кныша, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Александра Роу - посла.

Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла - добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный прием, причем львиная доля успеха выпала именно на новеллу «Вождь краснокожих», в которой помимо Смирнова участвовало еще двое актеров: Георгий Вицин и Сережа Тихонов.

После этого успеха актер Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны. Самые разные режиссеры с большим удовольствием приглашали его в свои картины, поскольку работать со Смирновым было чрезвычайно легко. Он не только понимал все режиссерские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, от прыжков, падений и бега на четвереньках до купания в ледяной воде.

В 1964 году он снялся у Леонида Быкова в «Зайчике» и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

В 1965 году на экраны вышла замечательная комедия Леонида Гайдая «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика». Алексей Смирнов в этой картине исполнил роль хулигана и тунеядца Феди. Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны. В последующие годы он бессчетное количество раз демонстрировался по ТВ. В результате картина удостоилась редкой чести: она теперь - достояние коллективной памяти, органичная часть ее «действующего фонда», отчего реплики персонажей, да и они сами ведут автономную жизнь. Реплики типа «Надо, Федя, надо» принадлежат фольклору. Картина пережила эпоху, в которой появилась, став вневременным явлением.

Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» (1967), у Виктора Садовского в «Удар, еще удар», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка» (оба - 1968).

Все перечисленные фильмы, несмотря на их разный художественный уровень, оказались настолько популярными у зрителей, что все актеры, занятые в них, мгновенно превратились в национальных кумиров. И в большей степени это относилось к Смирнову, который, сыграв в этих картинах не только главные роли, но и роли второго плана, сумел стать одним из любимых комиков советского кино. Когда Смирнов шел по улицам любого советского города, не было человека, который не узнал бы его - начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Короче, слава этого актера тогда стояла вровень со славой другого комика кино - Савелия Крамарова.

Драматические роли

Но самого Смирнова слава комика откровенно тяготила. Актер всегда мечтал играть драматические роли, а режиссеры и слышать не хотели о том, чтобы доверить ему серьезную роль. Хотя были в этом ряду и исключения. В основном это касалось режиссеров, которые работали на студиях союзных республик.

В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» (первоначальное название картины - «Христос остановился в Гродно»). Фильм рассказывал о далеких временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. И вот в разгар этого бедствия в Гродно приезжает группа комедиантов. Одного из них, который изображал из себя апостола Петра, играл Смирнов.

К сожалению, работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, когда высокие чиновники из Госкино буквально резали картину по живому. В съемочной группе стали возникать скандалы, ряд актеров даже собирались уйти из фильма. Когда картину все же удалось завершить, она прошла малым экраном, и массовый зритель ее так и не увидел.

В другом случае, когда нашему герою предложили сыграть серьезную роль, речь идет о Киевской киностудии. Режиссеры А. Швачко и И. Самборский, зная о фронтовых заслугах актера, пригласили его в 1968 году в свой фильм «Разведчики». Фильм получился откровенно слабый, хотя и пользовался некоторым успехом у зрителей. Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков - человек, которого актер считал одним из преданных своих друзей. Их дружба началась в начале 60-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик». Однако этот фильм оказался неудачным дебютом режиссера Быкова, и после него ему пришлось ждать целое десятилетие, чтобы доказать зрителям и критикам свое право заниматься режиссурой. В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни «старики», в котором Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов - его механика. Именно эта роль впервые по-настоящему высветила способность Смирнова играть драматические роли. В одном из разговоров с коллегами он тогда с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера».

Последние годы жизни

Началом конца Алексея Смирнова стоит считать 1960 год, когда умерла его мать. Алексей тогда все ранее накопленные деньги потратил на дорогой гроб. Хоронил свою маму он в полном одиночестве, даже гроб с телом нести было некому. Алексею помогли дворники…
Рассказывают, что после этого он три дня сидел около могилы и громко рыдал. На девятый день Смирнов заперся в квартире, отключил телефон и свет, зажег свечку и запил. Спустя два месяца закончились деньги и спиртное. Тогда Смирнов уничтожил свою коллекцию насекомых и пресмыкающихся: просто выпил весь спирт, в котором находились жуки, скорпионы, змеи...
Постепенно тяга к спиртному переросла в необратимую болезнь. Из-за этого Смирнов даже не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссера Олдриджа Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии... Смирнов. Затем он снялся еще в трех картинах («Маринка, Янка и тайны королевского замка», 1976; «Дипломаты поневоле», 1977; «Лес, в который ты никогда не войдешь», 1978, в этом фильме актер сыграл свою 77-ю роль в кино), однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами.

Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов все-таки женился на женщине, у которой было двое маленьких детей. Но это не принесло ему счастья. Жить было не на что. Из театра он давно ушел, а в кино сниматься его больше не приглашали, боясь, что он сорвется и запьет. В итоге Алексей пропил телевизор, кое-какие вещи, и жена ушла от него… Ко всему прочему добавился целый букет тяжелых заболеваний. Некогда любимый, а теперь всеми забытый, Алексей Макарович влачил жалкое существование. Соседи актера по дому рассказывали, что, видя его состояние, они звонили на «Ленфильм», просили помочь Смирнову, но никто так и не откликнулся.

В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ. Он пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, его ни разу не навестил. Последний раз украинский режиссер приехал к нему 25 марта 1979 года. На прощание Быков похлопал по плечу своего друга и сказал культовую фразу из «Стариков»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Быкова не стало – он погиб в автомобильной катастрофе.

Врачи не сообщили Смирнову о трагической гибели друга. Боялись, что это известие сломает его. 7 мая Алексея Смирнова выписали из больницы. В этот же день он накрыл стол для врачей и поднял первый aphorism.ru/tost/" title="тост">тост за своего друга Быкова, который снял такой душевный фильм о войне. Выпить рюмку за здоровье друга он не успел. Главврач обнял артиста и сказал: «Нет с нами больше Быкова. Мы боялись вам сказать...» Смирнов молча поставил рюмку, ушел в палату, лег на кровать и... умер.

Могилу актера сегодня не найти. Ведь если за ней никто не ухаживает на протяжении десяти лет - землю сравнивают, а об Алексее Смирнове забыли еще при жизни…

Судьба мальчика Вани

Мальчик Ваня из дома-интерната, когда ему исполнилось восемнадцать, устроился вахтером на машинный завод. Свою жизнь он так и прожил совершенно одиноким, не переставая надеяться все эти годы, что найдет своего «папу».

Умер он 7 мая 1992 года – ровно через 13 лет после смерти Алексея Смирнова. Судмедэксперты установили, что причиной смерти стала большая доза усыпляющего вещества, которое он ввел себе в вену. Перед тем, как совершить самоубийство Иван оставил пакет и записку. В пакете оказалась деревянная игрушка, подаренная когда-то Алексеем Смирновым, фотографии, того, кого он считал своим отцом и записка: «Папа, прости, что я не пришел на твои похороны, я узнал об этом слишком поздно...»

Похоронили Ивана Алексеевича под фамилией Смирнов. При получении паспорта он взял фамилию и отчество дяди Леши.



Автор: Ирина Боброва

Ни в одном из них он не сыграл главной роли. Но его эпизодические персонажи зачастую затмевали основных героев. На экране он производил впечатление беспечного, благополучного, неунывающего человека. Казалось бы, у мужчины с таким добродушным лицом и широкой улыбкой должны быть море друзей, крепкая семья, любящие дети... У Смирнова не было никого, кроме больной матери. Пожалуй, трудно найти в актерской среде более одинокого человека. По жизни он был угрюмым затворником и хроническим неудачником. Даже хоронить Алексея Макаровича оказалось некому.
Нам так и не удалось найти могилу Алексея Смирнова ни на одном питерском кладбище. Видимо, могилы уже не существует: ведь если за ней никто не ухаживает на протяжении десяти лет - землю сравнивают. Так случилось и с могилой Станислава Хитрова, сыгравшего паренька в кубанке в фильме "Девчата"...
Страшно, когда на могиле нет ни надписи, ни креста; еще страшнее, когда нет самого захоронения. Но самое ужасное, когда о человеке забывают еще при жизни.
- Мы с Лешей были большими друзьями, у меня много его фотографий осталось, - говорил мне по телефону нынешний директор Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии, в котором Смирнов прослужил больше семи лет, Владимир Пашков. - Приезжайте, мне есть что вам поведать.
Владимир Владимирович долго рассказывал, каким замечательным человеком был Смирнов, как играл Петра Первого, как им восхищались ведущие оперные певцы Ленинграда...
- Как проходили похороны вашего друга? - поинтересовалась я.
- К сожалению, когда он ушел из театра, мы практически не общались. И на его похоронах я не был. Я узнал о его смерти спустя полгода. С такими вопросами вам лучше на "Ленфильм" обратиться...
Кстати, обещанные директором фотографии молодого Смирнова неожиданно исчезли: потерялись или директор что напутал - неизвестно...

...Киностудия "Ленфильм". Актерский отдел.

- Вы уверены, что он на нашей киностудии снимался? - поинтересовались у меня, хотя Смирнов более двадцати лет числился актером киностудии и получал здесь зарплату. - Может, наши старожилы его помнят?..
Меня проводили в соседнюю комнату.
- К сожалению, я не был с ним знаком, но вот адрес его подскажу: у нас здесь все архивные справочники хранятся, - утешил меня пожилой мужчина.
Позже выяснилось, что ни в одном из справочников имени Смирнова нет.
- Странно, выходит, он не был членом Союза кинематографистов... - пожал плечами мой собеседник. - Придется вам в архив "Ленфильма" обратиться. Все личные дела им передают.
В архиве личное дело актера затерялось. Но адрес, где проживал Алексей Макарович, мне все-таки подсказали. - А где похоронен Смирнов? - спросила я напоследок.
- Таких данных у нас нет, - ответили мне.
Не потому ли столько лет ничего не писали о смешном Феде из "Операции "Ы", что его просто потеряли? Потеряли еще живым, а потом - уже и мертвого.

Маршал Жуков лично приглашал актера на банкет О своих фронтовых заслугах Алексей Смирнов не любил распространяться: "Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал".
"Какими-то наградами" были: два ордена Славы - 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги". Алексей Макарович прошел путь от рядового до лейтенанта. А еще будущему киноактеру досталась от войны тяжелая контузия.
Все боевые награды Алексей хранил в коробочке, которая много лет пылилась под его кроватью. Правда, мать Смирнова, когда Алексея не было дома, доставала ордена и хвасталась перед соседками фронтовыми подвигами сына.
- Никто из театральной труппы до 1954 года не знал о боевых заслугах Смирнова, - рассказывает директор Театра музыкальной комедии. - Однажды мы гастролировали в закрытом городе Капустин Яр. В выходной день мы с Лешей пошли смотреть, как растут арбузы. У Леши было странное хобби: он коллекционировал насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов, ядовитых змей, - спиртовал их или накалывал на булавки и хранил дома. Так что на поле он сразу принялся ловить насекомых. Неожиданно мы вышли на огромную поляну. Смотрим, горит костер, люди в шезлонгах отдыхают. У Лешки на шее висела змея, в руках он держал десяток жуков... Вдруг он все это бросает и строевым шагом направляется к одному из шезлонгов. "Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!" - отрапортовал он. Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков. "Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?" - "Я артист, работаю у вас во Дворце культуры". - "Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт". В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: "Маршал лично приглашает вас на банкет". Так мы узнали о заслугах нашего коллеги.
- Говорят, у Смирнова не было ни слуха, ни голоса, а в театр его взяли из-за хороших внешних данных?
- Все это ерунда! Многие вокалисты, которым посчастливилось услышать Смирнова, считали, что ему надо бросить театральную карьеру и заняться пением. У него был великолепный грудной бас - просто он никогда не занимался вокалом. Таких голосов по всей России тогда насчитывались единицы! Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть. Жалко, что он ушел в кино. Там использовали его внешность. Ему надоело быть посмешищем, играть алкашей и придурков...
Вероятно, сам Алексей Макарович вряд ли бросил бы театральную карьеру, но жизненные обстоятельства оказались выше него. Театральные гастроли длились по нескольку месяцев, а Смирнов не мог надолго оставлять больную мать без присмотра. Ведь она даже до магазина не могла дойти. Да и мизерной зарплаты, которую платили в театре, не хватало на двоих.
- На гастролях мы зарабатывали копейки, все деньги Леша сразу же отправлял домой, а жил на суточные, которых не хватало даже на нормальную еду, - продолжает Пашков. - Лешка каждое утро бегал на базар, искал дешевые продукты и на маленькой плитке готовил еду.
"Никакой свадьбы не будет", - отрезал Смирнов раз и навсегда Бывшая улица Петра Лаврова, ныне Фурштадтская. Рядом - Таврический сад. Дом №44. Здесь, на первом этаже, много лет прожил Алексей Смирнов со своей матерью. Конечно, он мог получить квартиру получше, но одна мысль, что нужно просить, давать взятки... - приводила Смирнова в ужас. Его устраивали две крошечные комнатушки, выделенные театром. В одной из них артист сделал библиотеку, в другой - гостиную.
Этот дом сохранился и по сей день. Говорят, там практически ничего не изменилось. Разве что штукатурка со стен осыпалась, в парадных установили кодовые замки, а на окнах появились решетки. Два дня я пыталась достучаться в бывшую квартиру Смирновых. Дверь мне так и не открыли.
- Там какой-то офис, видите, дорогие жалюзи на окнах... - подсказали мне соседи.
Никто из жильцов 44-го дома тоже ничего не знал об Алексее Смирнове.
- Девочка, ты уже несколько часов здесь мерзнешь!.. О Леше хочешь спросить? Так поднимайся на четвертый этаж - может, я тебе помогу чем-то, - раздался сверху скрипучий голос...
На пороге появилась миловидная старушка.
- В этом доме практически не осталось людей, которые помнят Смирнова. Большинство умерло, кто-то переехал в другое место, - начала она разговор. - Я его хорошо помню: у меня с ним первая любовь случилась...
Мы расположились на кухне.
- До войны он был совсем другим человеком - у нас с ним тогда как раз роман начинался, - вспоминала Лидия Маслова. - Он так красиво за мной ухаживал! Каждый день клумбы цветов обрывал для меня, серенады в парадной затягивал так, что жильцы дома милицию вызывали... На Новый, 1941 год он сделал мне предложение. Пятого марта мы подали заявление в загс. Расписаться так не успели. Началась война, и Леша ушел на фронт. Обручальные кольца он завернул в тряпочку и спрятал под половицу. "Ты меня, главное, дождись, я скоро вернусь, и мы сразу же сыграем свадьбу", - обещал он.
Вернулся Алексей Смирнов спустя пять лет. В 1946 году его комиссовали из армии в связи с тяжелой контузией.
- О своем возвращении он мне не сообщил. Его мама позвонила и пригласила меня домой, - продолжает Лидия Ивановна. - Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Леша жив, - он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату - и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. "А, это ты, - лениво повернулся он в мою сторону. - Ну как дела?" Я так и застыла на месте. "Лешка, я тебе пирог принесла". - "Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!" - вскипел он.
После этих слов девушка выбежала из комнаты. С тех пор они больше не общались. При случайной встрече оба отводили взгляд.
...В тот день Алексей сел за стол, выпил залпом стакан водки, закусил пирогом, который Лидия оставила на тумбочке, и заплакал...
- Никакой свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом, - сказал он тогда матери.
Через два года Лидия Ивановна вышла замуж. Свадьбу сыграли во дворе дома. Пригласили всех соседей. Не было только Смирновых. Алексей весь день молча просидел около окна.
- Утром следующего дня около моей двери лежал букет цветов, сорванных с нашей дворовой клумбы. Я сразу догадалась, чей это подарок, - рассказывает Лидия Маслова. - Рядом находился бумажный конверт. Я открыла его и ахнула - там были наши два обручальных кольца и записка: "Будь счастлива".
Только спустя много лет Лидия Ивановна узнает, что из-за контузии на войне Алексей не мог иметь детей. Он боялся испортить жизнь молодой девушке...
- Последний раз мы виделись незадолго до смерти его матери. Мы по-прежнему не проронили ни слова, лишь кивнули друг другу головой. Потом я переехала за город. Сейчас погостить к детям приезжаю. А еще я ничего не знала о его смерти. Соседи рассказывали, что никаких проводов, как принято, во дворе дома не устраивали. А ведь такой легендарный человек был! Позже я пыталась разыскать его могилу, обошла все центральные городские кладбища. Все тщетно. Помогите, пожалуйста. А то ухаживать, наверное, за могилами Леши и его матери некому...

"В каждой женщине он видел потенциальную спутницу"
Мать Алексея Смирнова часто намекала сыну о наследнике.

- Лешенька, когда же ты уже себе девушку найдешь? Жениться тебе пора, - говорила она. - Больно охота внуков на старости лет понянчить.
- Что ты, мамуля, мы с тобой еще долго проживем! Ты не только внуков, но и правнуков еще воспитаешь, - еле сдерживаясь, успокаивал ее сын...
- Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях в каком-то провинциальном городе. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену, - вспоминает актриса питерского БДТ Татьяна Ткач. - Он тогда подошел ко мне, трясущимися руками протянул гвоздику и робко поинтересовался: "Танечка, а вы замужем?.." Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился. В то время он пытался ухаживать за всеми женщинами. С подобными предложениями о замужестве обошел всех присутствующих.
- Он пытался встречаться с девушками, но из этого ничего не выходило, - вспоминает коллега Смирнова по театру музыкальной комедии Владимир Владимирович. - Однажды мы были на гастролях в Крыму. Познакомились с двумя девушками. Леша все ночи читал им стихи. Позже мне объяснил, что стесняется близости.
Некоторые знакомые Смирнова утверждают, что актер сильно комплексовал из-за своей внешности. Ростом он был чуть больше двух метров, с годами еще сильно поправился. "Ну кому я, такой толстый и неуклюжий, нужен?! - жаловался он приятелям. - Я даже руку женщине поцеловать не могу - как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить - главное, чтобы я ей не совсем противен был. А где такую встретишь?.."
Алексею Макаровичу казалось, что все женщины посмеиваются над ним.
- Это случилось на гастролях в Симферополе. Мы выступали в Доме офицеров. Художественный руководитель ДО, молодая девушка, призналась мне, что давно влюблена в Смирнова. Я организовал им встречу. Кстати, в тот вечер она специально отправила маму к подруге, чтобы затащить Смирнова к себе домой, - вспоминает Владимир Владимирович. - Вернулся я через три часа. Подхожу к нашей гостинице и слышу голос Лешки: "Строение колорадского жука интересно тем, что..." Как выяснилось позже, все три часа Смирнов рассказывал девушке про свою коллекцию насекомых. Заметив меня, она обрадовалась. "Владимир, проводите меня до дома!" - буквально закричала она. У меня складывалось впечатление, что он никак не мог понять, чего женщины от него ждали.
- Неужели никто из женской половины театральной труппы на него так и не обратил внимания?
- Какой там!.. На всех гастролях он то и дело собирал жучков или бегал по книжным базам, чтобы подписаться на редкое издание. Однажды в Кутаиси наши девчонки заметили у себя в номере скорпиона, с визгами прибежали к нам. Так Лешка забыл про все и бросился к ним в комнату ловить "экземпляр". Девушки орали как сумасшедшие, показывали на Леху пальцем и крутили у виска. Ну как в такого чудака можно влюбиться?! Да и одевался он неважно. Гастроли длились по полгода. В его гардеробе был один спортивный костюм. Так он его заносит до дыр, потом заплатки пришьет - и дальше носит.
"Папа, прости, что я не пришел на твои похороны" В 50-х годах в поселке Жилгородок Волосовской области Ленинградского района находился дом-интернат для детей-инвалидов. Сюда каждые выходные приходил Алексей Макарович. Когда он понял, что жену ему уже не найти, то решил усыновить ребенка.
- Алексей сильно прикипел к одному мальчишке с врожденным пороком сердца, его звали Ванечка, - делится с нами бывшая воспитательница интерната Марьяна Гуськова. - Этого ребенка нам подкинули в грудном возрасте. Мы пытались разыскать его родителей, но напрасно. Мальчик рос тихим, замкнутым, с ним почему-то никто не хотел играть. Каждый день на прогулке он брал свое игрушечное ведерко, насыпал туда песок и около забора, в стороне от детей, строил куличики.
Первый раз Смирнов приехал в Жилгородок в апреле 1950-го. Привез воспитанникам интерната собственноручно вырезанные из дерева игрушки. Ребята окружили актера, выстроились в очередь за поделками. Не хватило только Ване.
- Дяденька, а мне?.. - шмыгнул носом мальчик и отошел в сторону к своему старому ведерку.
На следующий день Алексей Макарович купил в магазине деревянную лошадь-качалку, о которой в то время мечтали все дети. Таких подарков Ване не дарил никто.
- Это мне? - поинтересовался малыш.
- Хочу с тобой дружить, - улыбнулся в ответ Смирнов.
Тогда Ванечке было всего пять лет.
На протяжении десяти лет Алексей Макарович навещал ребенка. Играл с ним, водил в кино, в театр, покупал ему книжки. Вскоре Смирнов стал задумываться об усыновлении ребенка. Разрешения на это он добивался ровно семь лет. Сотрудники различных инстанций объясняли отказ тем, что Смирнов загружен работой, что не сможет уделять должного внимания ребенку. Весной 1960 года он добился разрешения.
...А через месяц скончалась его мама.
- Последний раз Алексей Макарович приехал к нам в таком виде, что мы не признали в нем прежнего Смирнова: весь грязный, от него разило перегаром, а из кармана брюк торчала початая чекушка, - вспоминает Марьяна Тихоновна. - Мы даже не пустили его за ворота. "Отдайте мне сына! - кричал он и размахивал перед нами какими-то бумагами. - У меня есть разрешение". Мы его на коленях умоляли прийти в другой день и боялись, что Ваня выбежит на его громкий голос.
Сотрудникам интерната удалось угомонить актера. Он удалился. На этот раз - навсегда.
- С тех пор мы его больше не видели, а Ваня еще больше замкнулся в себе, - продолжает Гуськова. - На выпускном вечере он спросил нас: "Скажите, пожалуйста, а куда ушел мой папа?.." Мы тогда сначала даже не поняли, о ком он говорит, а потом молча развели руками: "Ты уже взрослый юноша, сам должен понимать..."
Когда Ивану стукнуло восемнадцать, он устроился вахтером на машинный завод.
- Вы его можете найти, он нам все свои координаты оставил, ему ведь завод комнатку выделил, - вспомнила Марьяна Тихоновна. - Правда, я его с тех пор больше и не видела. Чем он сейчас занимается?..
...Промышленный район Санкт-Петербурга. Окраина Московского района. Ване сейчас должно быть около шестидесяти лет... Заранее купив торт и бутылку вина, я позвонила в обшарпанную дверь.
- Вам Ивана Алексеевича? Умер он давно, - удивились соседи. - Смерть его страшная была, об этом лет десять назад даже газеты писали. Он однажды сказал: "Сдохну я от одиночества, как собака". Так и ушел из жизни совсем один: ни детей, ни жены не осталось. Да вы проходите, комнату его посмотрите, правда, там от него ничего уже не осталось...
Мы проходим в маленькую комнатушку размером чуть больше плацкартного "купе".
- Однажды мы отмечали чей-то день рождения, так Ванька напился и стал нам показывать фотографии одного актера, - вспоминает Галина Михайловна. - Называл его отцом почему-то. Говорил, что уже много лет его ищет, нужно ему вещь одну передать. Мы тогда подумали: напился мужик... А умер он 7 мая 1992 года. Накануне вечером он попрощался с нами, сказал, что завтра уезжает, и передал нам пакет со словами: "Сохраните это, если вернусь, заберу".
Через три дня Ивана Алексеевича нашли мертвым на чердаке дома.
- Судмедэксперты произвели вскрытие и установили, что он ввел себе в вену сильную дозу усыпляющего вещества, предварительно наглотавшись каких-то таблеток, - говорит соседка.
Оставленный Иваном пакет соседи передали в правоохранительные органы. В нем обнаружили маленькую деревянную игрушку, фотографии того самого актера, которого он называл отцом, и записку: "Папа, прости, что я не пришел на твои похороны, я узнал об этом слишком поздно..."
Что это был за актер, никто из соседей так и не вспомнил. Тогда я показала им фотографии Алексея Смирнова.
- Точно, он, а вы откуда знаете?.. - изумились они.
Похоронили Ивана Алексеевича под фамилией Смирнов. При получении паспорта он взял фамилию и отчество дяди Леши.
Леонид Быков: "Будем жить, Макарыч! Будем жить!"
В 1960 году умерла мать Алексея Смирнова. Все ранее накопленные деньги актер потратил на дорогой гроб. Хоронил старушку в полном одиночестве. Даже гроб с телом нести было некому. Алексею помогли дворники. Говорят, он три дня сидел около могилы и громко рыдал. На девятый день он заперся в квартире, отключил телефон и свет, зажег свечку и запил. Спустя два месяца закончились деньги и спиртное. Тогда Смирнов уничтожил свою коллекцию насекомых и пресмыкающихся: просто выпил весь спирт, в котором находились жуки, скорпионы, змеи...
Через три месяца к нему приехал украинский актер Леонид Быков. Они разговаривали два дня. Леонид Федорович уговаривал друга дать согласие на съемки своего фильма. Алексей согласился. Но в назначенный день не приехал. По причине уже неизлечимого алкоголизма его отстранили от участия в картине.
- В последние годы жизни нам казалось, что Леша помешался, - вспоминают соседи по квартире. - Когда исчезла его коллекция жуков и скорпионов, он стал собирать обыкновенных тараканов, расставил по всему подъезду мышеловки и спиртовал мышей, крыс... Он подбирал на улицах бездомных собак и кошек, приводил к себе на ночлег каких-то грязных обездоленных людей. Мы звонили на "Ленфильм", просили помочь Смирнову, но никто так и не откликнулся.
- Вы знаете, я слышала, за три года до смерти Смирнов все-таки женился на какой-то девушке, - поделилась с нами начальник информационно-архивного отдела "Ленфильма" Светлана Коломоец. - У нее было двое маленьких детей. Денег в семье катастрофически не хватало. Смирнова боялись приглашать на съемки: думали, что он сорвется и уйдет в очередной запой. В итоге он пропил в доме телевизор, какие-то вещи... Однажды обменял пальтишко сына супруги на бутылку водки. Тогда жена ушла от него.
В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ. Он пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, его ни разу не навестил. Последний раз украинский режиссер приехал к нему 25 марта 1979 года. На прощание Быков похлопал по плечу своего друга и сказал культовую фразу из "Стариков": "Будем жить, Макарыч! Будем жить". Спустя две недели Быкова не стало. Врачи не сообщили Смирнову о трагической гибели друга. Боялись, что это известие сломает его.
Накануне 9 мая Алексея Смирнова выписали. В этот же день он накрыл стол для врачей и поднял первый aphorism.ru/tost/" title="тост">тост за своего друга Быкова, который снял такой душевный фильм о войне. Выпить рюмку за здоровье друга он не успел. Главврач обнял артиста и сказал: "Нет с нами больше Быкова. Мы боялись вам сказать..."
Смирнов молча поставил рюмку, ушел в палату, лег на кровать и... умер.


Фильмография Алексей Макарович Смирнов
Актерские работы:
Сельский врач [1951] Кочубей [1958] Горячая душа [1959] Роман и Франческа [1960] Человек с будущим [1960] Полосатый рейс [1961] Вечера на хуторе близ Диканьки [Ночь перед рождеством] [1961] Деловые люди [1962] Два воскресенья [1963] Крепостная актриса [1963] Мандат [1963] Вождь краснокожих [1963] Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен [1964] Возвращенная музыка [1964] Донская повесть [1964] Мать и мачеха [1964] Поезд милосердия [1964] Зайчик [1965] Напарник [1965] Операция "Ы" [1965] Спящий лев [1965] Черный бизнес [1965] Три толстяка [1966] Айболит-66 [1966] Горькие зерна [1966] Их знали только в лицо [1966] Кто придумал колесо? [1966] Черт с портфелем [1966] Свадьба в Малиновке [1967] Дай лапу, друг! [1967] Спасите утопающего [1967] Белый рояль [1968] Золотые часы [1968] Разведчики [1968] Семь стариков и одна девушка [1968] Хозяин [1970] Весенняя сказка [1971] Ход белой королевы [1971] Золотые рога [1972] Круг [1972] Последние дни Помпеи [1972] В бой идут одни старики [1973] Докер [1973] Чиполлино [Cipollino] [1973] Автомобиль, скрипка и собака Клякса [1974] В бой идут одни "старики" [1974] Засекреченный город [1974] Звезда экрана [1974] Потрясающий Берендеев [1975] Соло для слона с оркестром [1975] Финист - ясный сокол [1975] Маринка, Янка и тайны королевского замка [Пастух Янка] [1977] Режиссерские работы: Октябрюхов и Декабрюхов [Декабрюхов и Октябрюхов] [1928]

Разное
У кого есть какие-либо предложения или кто-то желает открыть новую рубрику, раздел и т.п. -- пишите, обсудим. syar2006@mail.ru


































 


Для детального
прогноза "кликни"
по картинке.

Географмическая карта
Географмическая карта
Увеличить
Hosted by uCoz